Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство контролирует рекламную деятельность и осуществляет надзор за ней, создавая систему контроля, включающую широкую законодательную базу, которая контролирует деятельность различных уровней исполнительных органов, контролирующих рекламу. Точно так же регулирующим фактором является судебная практика регулирования рекламной деятельности.
Современный этап развития нашей страны характеризуется живостью и качеством различных сфер общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В процессе перехода от национальной экономики к рыночной, когда многие промышленные предприятия, ассоциации, предприятия и другие организации становятся независимыми, при отсутствии хорошо организованной интегрированной маркетинговой деятельности нормальная работа в таких экономических условиях практически невозможна.
Глава 1. Теоретические и правовые основы государственного регулирования рекламной деятельности
1.1 Сущность и содержание рекламной деятельности
Современное понятие "реклама" включает в себя восприятие ее как деятельности по производству рекламного контента, то есть как действия и как сообщения, иными словами, как продукта рекламной деятельности. Например, Закон РФ "О рекламе" трактует ее именно как информацию, распространяемую в любой форме и любыми средствами [1]. В определениях, встречающихся в научной литературе, он представлен как форма коммуникации, функция маркетинга, отрасль предпринимательской деятельности, творческая деятельность, совокупность информации о товаре или услуге и т. д. Столь широкое представление интерпретаций рекламы стимулирует попытки их систематизации. Так, А. А. Романов предложил объединить существующие определения рекламы в три многочисленные группы, которые он условно обозначил как маркетинговые-коммерческие, социально-психологические и универсальные [11, с. 14].
В то же время существует очень мало определений рекламной деятельности. Часто исследователи рассматривают понятия "реклама" и "рекламная деятельность" как тождественные или включают последние в состав первых. Отсутствие общепринятого и четкого определения рассматриваемого понятия в научном сообществе находит свое отражение в гражданском обороте [6], когда в юридической документации, обеспечивающей сопровождение сделок и иных хозяйственных операций, реклама и рекламная деятельность используются как синонимичные понятия. Это явление также вызывает путаницу в обосновании предмета специальных учебных дисциплин "Основы рекламы" и "Рекламная деятельность". В частности, предлагается рассматривать в качестве таковой для обеих дисциплин "совокупность средств, методов и приемов распространения информации в определенной сфере экономической и социальной деятельности людей с целью привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламы" [6]. При этом игнорируется значение слова "деятельность", которое в первую очередь подразумевает действие, взаимодействие, активность.
Эти причины затрудняют определение того, что такое рекламная деятельность, не позволяют четко разграничить рекламный продукт и процесс его производства. Также терминологический "разлад" не позволяет выделить историю самой рекламы в формировании рекламы, как целенаправленной, профессиональной и многогранной работы по подготовке и тиражированию рекламного контента, организации взаимодействия субъектов рекламного рынка. В этом контексте сомнительно, что появление, например, проторекламы в античности свидетельствует о появлении рекламной деятельности, направленной на продвижение ее потенциальному потребителю.
1.2 Характеристика системы государственного регулирования рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности-это высший уровень регулирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый органами государственной власти. С каждым годом количество рекламы растет, появляются все новые и новые ее формы и виды, она стала частью повседневной жизни современного человека. Кажется невозможным прожить неделю, час или даже минуту, не увидев рекламы. Любые товары, товары или услуги нуждаются в активном продвижении из-за огромной конкуренции. Действующие законодательные акты, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, достаточно подробно и четко устанавливают права участников таких отношений, их ответственность за любые нарушения, а также требования к сторонам. Однако постоянное увеличение объема рекламы влечет за собой все большее усложнение норм, связанных с возникновением, развитием и прекращением различных правоотношений в сфере рекламы, именно поэтому так важно оперативно и своевременно обновлять и совершенствовать нормативные документы, относящиеся к этой сфере. Согласно Федеральному закону" О рекламе " от 13.06.2006 № 38-ФЗ [1], рекламой признается любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц (независимо от формы, а также средств и способа распространения), которая направлена на создание или поддержание интереса к объекту рекламы, его продвижение и привлечение к нему внимания в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что реклама-это предпринимательская деятельность, которая осуществляется путем принятия, обработки и популяризации такой информации.
1.3 Исследование зарубежного опыта государственного регулирования рекламной деятельности
Российское рекламное законодательство очень молодо. Рекламные отношения в нашей стране начали всесторонне регулироваться только в 1995 году. В то время как в странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование рекламы прошло большой путь и представляет собой эффективные механизмы, включающие как саморегулирование, так и государственное регулирование. Именно поэтому при совершенствовании российского законодательства стоит использовать опыт, накопленный зарубежными странами, но при этом необходимо учитывать особенности российских реалий. В большинстве государств реклама является одним из видов информации, и главным в правовом регулировании является защита принципа свободы информации с учетом разумных и обоснованных ограничений. В большинстве стран установлены общие и специальные требования к рекламе, определены права и обязанности субъектов рекламного рынка, созданы механизмы контроля за соблюдением установленных правил и привлечения нарушителей к ответственности. Общие требования к рекламе те же: законность, честность, правдивость, порядочность, соблюдение принципов честной конкуренции, ответственность перед обществом. Но, конечно, есть и различия. Они проявляются в распределении функций и полномочий между государственными органами и органами саморегулирования. С. В развитых странах преобладает саморегулирование. Существуют также различные специальные требования к рекламе, установленные в разных государствах, а также меры ответственности для нарушителей: от лишения свободы до исключения из членов саморегулируемых организаций и отказа в заключении договоров. Рассмотрим законодательство о рекламе Соединенных Штатов. Он принадлежит к англосаксонской семье и представляет интерес по следующим причинам: Соединенные Штаты имеют федеративное устройство, поэтому правовое регулирование сочетает в себе федеральные и местные нормы.
Соединенные Штаты-государство с прецедентной системой права, и ведущая роль принадлежит судебным решениям по конкретным спорам в сфере рекламы; Америка обладает одной из сильнейших мировых экономик, то есть представляется необходимым рассмотреть рекламное законодательство этой страны, поскольку явно такое процветающее состояние страны явно связано, в том числе, и с качественным законодательством.; некоторые из крупнейших мировых корпораций имеют свое происхождение в Соединенных Штатах, например, Apple, Microsoft, Johnson&Johnson, PepsiCo, Walt Disney и многие другие компании. Соединенные Штаты имеют огромный конституционный опыт в рассмотрении дел, связанных с рекламой, исторически этот опыт также был первым. Свобода слова является одним из основных прав человека в Соединенных Штатах и не должна ограничиваться в соответствии с Первой поправкой к Конституции. Конгресс не должен принимать никаких законов, ограничивающих свободу слова или печати. Но американские суды постановили, что свобода рекламы, которая является составной частью свободы слова, может подлежать более строгому регулированию, чем любая другая форма выражения. То есть государственные органы могут контролировать распространение ложной и вводящей в заблуждение рекламной информации. В частности, государство регулирует рекламную деятельность по продвижению нелегальных товаров или услуг.
Глава 2. Оценка государственного регулирование рекламной деятельности в городе Москве
2.1 Анализ правовых основ государственного регулирования рекламной деятельности в городе Москве
Безопасность граждан зависит от качественного государственного регулирования рекламной деятельности. Существенно изменились условия ведения бизнеса, возникла острая необходимость донести до широких слоев населения информацию о товарах, услугах и т.д. с переходом к рыночным экономическим отношениям. Благодаря участию большого количества компаний, специализирующихся на рекламе в столице, рекламная деятельность получила особенно бурное развитие. Это требовало его упорядочения, введения в определенную систему, регламентированную соответствующими нормативными документами, отвечающими на различные вопросы, например, что можно и чего нельзя делать в наружной рекламе. Сегодня основным документом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон "О рекламе" от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ [1]. 12 декабря 2012 года правительство Москвы приняло постановление № 712-ПП "Об утверждении правил монтажа и эксплуатации рекламных конструкций" [2] в целях упорядочения размещения и определения требований к размещению рекламных конструкций на территории города Москвы. Он также утверждает правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Эти правила были приняты в целях мониторинга процесса создания благоприятной архитектурно-информационной городской среды, сохранения историко-градостроительного облика, организации мест установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также эффективного использования имущества города для распространения наружной рекламы.
2.2 Анализ организационной структуры управления рекламной деятельностью
Основными органами государственной власти города Москвы, регулирующими рекламную деятельность, являются Правительство Москвы и подведомственные ему отраслевые органы исполнительной власти, в частности Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы. Это ведомство было создано на основании постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 г. 1082-ПП в целях совершенствования структуры управления, а также во избежание дублирования функций органов исполнительной власти города Москвы путем объединения Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы и Комитета по рекламе, информации и дизайну города Москвы.
Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области средств массовой информации, мультимедийных услуг, кинопроизводства, полиграфии, книгоиздания, книжной торговли, распространения периодических изданий и электронных средств массовой информации, наружной рекламы, рекламно-информационного оформления города Москвы, межотраслевой координации рекламной деятельности в городе Москве.
2.3. Оценка применяемых инструментов государственного регулирования рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы, разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы. Его целями будут выступать:
- Создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей рекламную сферу;
- Обеспечение экономической и социальной стабильности рекламного рынка;
- Обеспечение конкурентных преимуществ;
- Формирование целостной системы рекламного обслуживания. Государственное регулирование в сфере рекламы можно определить как комплекс применяемых со стороны государства мер и действий, оказывающих воздействие на процессы в рекламной сфере. Оно осуществляется по двум направлениям: нормативному и организационному.
Об эффективности работы Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов можно судить, исходя из результатов ее работы. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области количество заявлений, содержащих информацию о факте нарушения рекламного законодательства, составило: По результатам рассмотрения дел по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»: В 2017 году – вынесено 34 постановления о назначении штрафов на общую сумму 346 000 рублей. В 2018 году – вынесено 63 постановления о назначении штрафов на общую сумму 622 000 рублей. Вместе с тем, многие специалисты отмечают, что «вопросы повышения доверия потребителей к рекламе по своей природе не должны в императивном порядке регламентироваться государством, а должны решаться посредством саморегулирования отношений», возникающих в процессе осуществления рекламной деятельности. На сегодняшний день в России саморегулирование рекламного рынка развито слабо.
В этом смысле было полезно обратиться к зарубежному опыту, в частности к опыту Великобритании, где саморегулирование рекламной деятельности развито очень хорошо и во многом превалирует над государственным регулирование рекламной сферы посредством уполномоченных государственных органов.
2.4 Направления совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в городе Москве
На современном этапе рекламный рынок города Москвы набрал определенную динамику и претерпевает значительные изменения в структуре, форме и методах рекламных коммуникаций, однако, несмотря на некоторые экономические проблемы, он постоянно демонстрирует устойчивый рост, так как является неотъемлемой частью продвижения организации на рынке и увеличения прибыли компании. Соответственно, рекламная коммуникация в обществе выполняет важную информационную и социальную функцию.
Структура рынка рекламных коммуникаций достаточно сложна, подвержена государственному и негосударственному регулированию, которое регулирует деятельность субъектов: рекламодателей, производителей рекламы, каналов связи, потребителей. Таким образом, рекламный рынок состоит из институциональной среды, нормативно-правового регулирования, общественных организаций, контролирующих соблюдение этических норм при разработке рекламы, производителей, каналов коммуникации, посредников, координирующих деятельность участников рынка. Реклама в обществе выполняет важную социальную и информационную функцию, кроме того, налог на рекламу выполняет в обществе экономическую функцию, так как является элементом доходной части муниципального бюджета. Поэтому выработку эффективной муниципальной политики в области регулирования местного рекламного рынка можно определить как важную экономическую функцию муниципальных органов власти.
Заключение
Современное понятие "реклама" включает в себя восприятие ее как деятельности по производству рекламного контента, то есть как действия и как сообщения, иными словами, как продукта рекламной деятельности.
Реклама – это различная информация о товарах, услугах, а также свойствах товара; производителе, продавце, местоположении, реквизитах, товарных знаках и фирменных наименованиях, видах деятельности и т.д. в их продвижении заинтересован участник рекламного рынка. Она играет важную роль в развитии различных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также является важным экономическим и социальным явлением нашего времен.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
2. Постановление Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций»
3. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2013г. № 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве"
4. Васильев Г.А., Полчков В.А. Основы рекламной деятельности: Учебное пособие для вузов. М., 2014. – 234 с.122
5. Ищенко И.С. Городская наружная реклама и контроль за её состоянием: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. И перераб. –М.: «Аир- Арт», 2003.- 327 с.
6. Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. – СПб.: Питер, 2016. – 223 с.
7. Лебедев С. Москва. Вывески большого города.: Практическое пособие.- М.:ОСТ ПАК НТ, 2019.-272 с.
8. Маркович А.М. Реклама (рекламная деятельность) как вид предпринимательской деятельности в России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Маркович Анастасия Михайловна; [Место защиты: Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента]. - Москва, 2010. - 30 с.
9. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы // М.: Финпресс, 2012. – 413 с
10. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики: монография: в 2 ч. / Л.Г. Руденко, А.А. Рязанов, Т.С. Соболь [и др.]. – М.: Моск. Ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания. Ч.1 – М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. – 273 с.
11. Романов А.А. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романов А.А., Басенко В.П., Жуков Б.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2019.— 440 c.
12. Савельева Е. А. Экономика и управление недвижимостью [Текст] : учебное пособие / Е. А. Савельева. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. - 335, [1] с
13. Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений. Учебное пособие. М., ЗАО «Юстинформ», 2015. – 213 с.
14. Суптело Н.П. Динамика и основные факторы развития демографического потенциала Архангельской области // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: материалы XII международной научной конференции. Ч.2 / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. С. 670–677.
15. Суптело Н.П., Михайлов П.С. Влияние налоговой политики государства на развитие транспортной инфраструктуры морских акваторий и прибрежных зон. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции. Ч.1 / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. С. 308–320.
16. Щепакин М.Б. Рекламная деятельность: экономика и эффективность: учебник / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252 с.
17. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru